[an error occurred while processing the directive]

Мелиорация земель – неотъемлемая часть восстановления и развития АПК Нечерноземной зоны Российской Федерации

                                       Солодчук        Николай             Николаевич –
                                       заслуженный мелиоратор Российской Федерации,
                                       Почётный  работник  агропромышленного комплекса
                                       России.
                                       Награждён   Орденом   Почёта,   медалью   «За
                                       преобразование Нечерноземной  зоны РСФСР»,
                                       Золотой    медалью   «За   вклад  в    развитие
                                       агропромышленного комплекса России», высшей
                                       наградой Костромской области - орденом «Труд
                                       Доблесть.  Честь.», почётными грамотами
                                       Минсельхоза России, администрации и областной
                                       Думы Костромской области.
 
Выступление на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Мелиорация земель – неотъемлемая часть восстановления и развития АПК Нечерноземной зоны Российской Федерации».
 
Тема: «Мелиорация и перспективы мелиоративных мероприятий в Костромской области».
 
Уважаемые участники совещания!

 

Благодарю за оказанную мне честь выступить по  такому важному и актуальному вопросу, как состояние и перспективы развития мелиоративного комплекса в Костромской области.
Костромская область – один из самых крупных субъектов Российской Федерации в Центральном Федеральном округе по площади занимаемой территории (60,2 тыс. кв.км).
Численность населения области – 643324 человек, из них городского – 464477 человек, сельского – 178847 человек;
- уровень урбанизации – 72,2%;
-плотность населения – 10,7 человек на кв. км.


Плотность населения Костромской области составляет менее 11 человек на 1 квадратный километр. Наименьшая плотность населения в северных и северо-восточных муниципальных образованиях области, наибольшая – в западных и юго-западных. Районы области с наименьшей плотностью населения (менее 2,5 чел./ кв.км): Кологривский, Межевской, Октябрьский, Парфеньевский. Районы Костромской области с наибольшей плотностью населения (свыше 11 чел./кв.км): Костромской, Красносельский, Нерехтский, Шарьинский, Буйский.
Область не является сегодня лидером в развитии сельского хозяйства, но вместе с тем и нет особых причин зачислить себя в заведомые «аутсайдеры», о чём говорят факты и недавняя славная история.


Немного областей, в которых есть хозяйства, вырастившие более 40 Героев Социалистического Труда, в том числе 6 женщин, - дважды Героев. Это ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Племзавод Караваево».
Более 200 костромичей стали Героями Советского Союза, полными кавалерами ордена Славы, Героями России.
Огромные потери в годы Отечественной Войны сказались на потенциале области в её дальнейшем развитии.
Не секрет, что наибольшие потери понесла Нечернозёмная зона Рос- сии, особенно в сельском хозяйстве. Совершенно не случайно в 1966 и 1974 года были приняты законодательные акты, связанные с развитием Нечерноземья, характерным представителем  которого является Костромской регион.
Учитывая столь высокий профессионализм участников совещания,  я не буду говорить о важности данных решений для мелиорации, т.к. они были продиктованы самой жизнью на данном этапе.


Начиная в 1974 году серьёзная работа по созданию мелиоративных организаций позволила к 1990 году создать базу стройиндустрии, ввести в эксплуатацию 120 тыс. гектаров осушенных земель, на 250 тыс. гектаров выполнить культуртехнические работы.
Протяженность открытой осушительной сети составила 4555 км, в том числе МХС – 602 км, ВХС – 3953 км или 87%.
Закрытая мелиоративная сеть, в виде дренажных линий составляет 50157 км, в т.ч. МХС – 623, ВХС – 49534 км или 1,2% или 98,8%, ВХС теоретически должна быть на балансе землепользователей, а практически – бесхозяйная.
Нужно учесть, что в советский период мы были обширным предприятием, кроме мелиорации строили базы, жильё, дороги, магазины, целые поселки и улицы Мелиораторов. Только механизаторов трудилось около 2000, в то время как сейчас списочная численность составляет 120 человек.
Так что, о каком подъеме и перспективах развития можно говорить?
Речь может идти только о сохранении того потенциала, который создан за предыдущие годы.
Известно, и практика показывает, что гончарный и полиэтиленовый  дренаж могут служить от 80 до 50 лет, поэтому я везде выступаю и говорю, что много правительств сменится, руководителей и мнений, но трубы никуда не денешь, они будут работать. И при отсутствии водоприемников, если не на осушение, то на подтопление территорий. Как говорится «у мелиорации есть начало, но нет конца».


В меру своих сил и возможностей, ФГБУ выполняет Госзадание теми силами, которые имеются. А это тридцать единиц техники, но не подлежащих списанию только четыре единицы.
Надо отдать должное Департаменту мелиорации, который выделяет последние годы небольшие суммы (до 5 млн. рублей ежегодно) на приобретение техники. Это положительно влияет на результат, а ещё больше   на моральное состояние работников.
Владеем информацией о состоянии земель, хотя официальная статистика об урожайности и использовании отсутствует.
На сегодняшний день используется 92,7 тыс. гектаров или 83% от общей площади мелиорированных земель, в том числе используемая пашня составляет 69,2 тыс. га или 64% от всех мелиорированных земель, или 75% от используемой пашни.
Кормовые угодья 37,1 тыс. га или 33% всех мелиорированных угодий.
Качественные характеристики следующие:
-хорошее качество  составляет 42%,
-удовлетворительное 43%.


Что очень важно, мы сохранили акты государственных комиссий за 30-40 лет. Сегодня пользователи земель норовят как-то от них отмежеваться, боятся, что возьмут на баланс – их обложат налогами, а при оформлении в собственность и всяческим проверкам их техсостояния. Пример – полномочия, представленные Россельхознадзору.
Поэтому, на мой взгляд, нужно основательно подойти к вопросу оформления в собственность всех объектов мелиорации и, в развитие тех общих решений, которые сегодня обсуждаются, но не решаются, мы надеемся, что будет принят новый закон о мелиорации,  который уже около 10 лет ходит по властным кабинетам.
Самое главное, что он должен определить владельцев, оформить документально.
Берем конкретное хозяйство, проводим обследование. Твои мелиоративные системы, твои активы? Нет, я отказываюсь! Значит они муниципальные. Если муниципалитеты отказываются, то региональные, за нее, ровно как и за землю, должна отвечать область.
Если же активы не нужны никому, в силу разных причин, тогда речь пойдет о списании. Главное, что все упорядочено, все на законных основаниях!

Ещё о перспективах.
Что касается вклада Костромской области в мелиорацию, то за последние 10 лет мы не получили ни одного рубля, хотя есть понимание и моральная поддержка. Финансовое состояние хозяйств не позволяет оплачивать затраты на мелиорацию, хотя получать эти работы от  государства желают практически все.
Замечу, что по части финансирования все наоборот. Это наше учреждение ежегодно дотирует область на 10-15 млн. рублей, поскольку  федеральные мелиоративные системы облагаются налогом на имущество и этот налог идет в казну области.
В своем выступлении я не могу осветить проблемы мелиорации, т.к. они решаются не в отдельном  регионе, а имеют общий характер. Они отмечены неоднократно в выступлении директора Департамента мелиорации Минсельхоза России Жукова Валерия Алексеевича, как в печати, так и в официальных заявлениях, в выступлениях на страницах журнала Мелиорация и водное хозяйство и его главного редактора Гулюка Георгия Григорьевича, а также многих ученых, находящихся сегодня в штабе науки, где проходит сегодняшнее совещание.
Мы, в регионах, внимательно следим за этими процессами и, в силу своих возможностей, вас поддерживаем.
По моему глубокому убеждению – мелиорация -  дело государственное, с преобладанием комплексного решения закрепления кадров на селе, все сооружения и системы нужно брать под свою ответственность государству – если серьёзно и надолго хотим решить  вопросы подъёма сельского хозяйства Нечерноземной зоны.
 

Спасибо.

 
 
 
 
 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive][an error occurred while processing the directive]